МО (ала, ала-могай) ИЯЛАН (шайтанлан), Г. ма чёртлан прост., бран. (букв. что (не знай, какому-то) чёрту (шайтану). ≅ ЗА КАКИМ ДЬЯВОЛОМ. НА КОЙ ЧЁРТ. Зачем? Кому это нужно?! С какой целью? Для чего? (Метрий вате:) − Мо иялан мыйын нерген газетыш возен улыда?!Г. Ефруш. Шошо. (Жена Метрия:) − За каким дьяволом вы написали обо мне в газете?! Ала иялан Таисмытын эҥыжвондышко пурен, ешартышлан, шудо удыраш каен… Ынде Качырий тыге ок ыште, шекланаш тÿҥалеш.З. Каткова. Кушто улат, пиалем? На кой чёрт она зашла в малинник семьи Таис, к тому же пошла ещë грести сено… Теперь Качырий так делать не будет, будет осторожной. «Мо шайтанлан ойырленыт? Кунам? Вот вет, айдеме чоным пычкемыш лук манын, арам огыт ойло улмаш», – шоналтыш Эрик.М. Илибаева. Тиде ушдымо тӱняште. «На кой чёрт они развелись? Когда? Вот ведь, не зря, оказывается, говорят, чужая душа потёмки», – подумал Эрик. – Ма чёртлан тидӹ тишкӹ толын? Кӱ шӱден? – За каким дьяволом он сюда пришёл? Кто велел?
МО МАНЫН, Г. ма манын разг., экспрес. (букв. что говоря). 1. Как, каким образом, с какой душой, с какой совестью (можно что-л. делать, сделать). – Мӧҥгӧ мо манын каем? − Чопай ойла.И. Ломберский. Миллион-влак. – С какой совестью я пойду домой? − говорит Чопай. (Анани:) – Тӹньӹм (Фаинӓм) агыл, весӹм нӓлӹнӓм. Кӱ вуйнамат? Ӓвӓжӹ доно тенге лиӓлтӹн – ма манын нӓлшӓш ылын?Е. Поствайкин. Ала жерӓ. (Ананий:) – Женился на другой, а не на тебе (на Фаине). Кто виноват? Несчастье случилось с её матерью – как я мог на тебе жениться? – Война пӹтӹмӹкӹ, ма манын вӓтӹжӹ докы толын пыра?Е. Поствайкин. Тӹньӹм ӹдӹр выча. – С какой совестью он вернётся после войны к своей жене? 2. ≅ С КАКОЙ СТАТИ? На каком основании? Зачем? (Саван вате − Осяндрлан:) − Мо манын сай чывемак локтыл пыштышыч.А. Волков. Каче-влак. – С какой стати ты погубил мою здоровую курицу. − Мо манын тыйым кыраш? − Стьопанын йӱкыштӧ шыдыже шижалтеш.Ф. Майоров. М. Шкетан. − С какой стати бить тебя? − в голосе Степана чувствуется злость. (Людмила Николаевна:) – Ӓнят, школ гӹц лыктын колташ (Потапов Олегӹм). (Завуч:) – Ма манын? Махань вир доно?Е. Поствайкин. Пеледшӹ пеледӹш. (Людмила Николаевна:) – Может быть, исключить из школы (Потапова Олега)? (Завуч:) – С какой стати? По какой причине? 3. Почему, по какой причине. – Терентий Тихыныч, мо манын мыйым (Стьопаным) сайлыме спискыш ышда пурто?Ф. Майоров. М. Шкетан. – Терентий Тихыныч, вы почему не включили меня (Степана) в список избирателей? (Геннадий Матюковский – Виталий Петуховлан:) – Вара «Ончыко»-ш лачокок пырташ келеш (статьяэтӹм). «Марий коммуна»-жы ма манын пецӓтлӹде ылын?В. Петухов. Ажедшӹ цолга шӹдӹр. (Геннадий Матюковский – Виталию Петухову:) – Потом и правда нужно включить в журнал «Ончыко» (твою статью). «Марий коммуна»-то почему не напечатала?
МО (ала-мо, ала-могай) ЮМО КОНДЕН (кондыш), Г. ма (махань) йымыжы канден (кандыш) разг., экспрес. (букв. что (что-то, какой-то) бог принёс). Какой (какой-то) бог привëл (привëз); что заставило прийти (приехать) кого-л. куда-л. (о неожиданном появлении кого-л.; выражение удивления, изумления). Тӱгӧ куржын лекте (аваже), шӱйышкыжак (Виталийыныш) кержалте, эшеат чот веле шинчавӱдым йоктараш тӱҥале: «Тыйжым мо Юмо конден шуктыш?!»Ю. Галютин, В. Мастаков. Порсын шӱртӧ мучаште. Она (его мать) выбежала на улицу, бросилась ему (Виталию) на шею и ещë сильнее начала плакать: «Какой бог сумел привести тебя?!» – Ведат посанам шукертсек толын огыл ыле, ала-мо юмо конден.О. Шабдар. Ӱдырамаш корно. – Мой свояк Ведат давно не приходил, какой-то бог привëл его. – Кори туларемжымат ала-могай юмо конден.О. Шабдар. Ӱдырамаш корно. И моего свата Кори какой-то бог привëл. – О-о-о, махань вӓшлимӓш! Таманяр иӓт ужделна, ма йымыжы тӹньӹм тагачы канден тиш? – О-о-о, какая встреча! Сколько лет не виделись, какой бог привёл тебя сегодня сюда? Кронштадт хала. Махань йымы тишкевек якте кымлы ӹндекш иӓш Герасим Бурнашевӹм дӓ нӹллӹ вӹц иӓш Василий Афанасьевӹм канден?В. Петухов. Ӓкрӓм. Город Кронштадт. Какой бог привёл сюда тридцатидевятилетнего Герасима Бурнашева и сорокапятилетнего Василия Афанасьева?